Российские и интернациональные стандарты и опыт противодействия коррупции обсудили сейчас на открытом заседании в Университете законодательства и сравнительного правоведения при Руководстве РФ (ИЗИСП), прошедшим под лозунгом-цитатой президента "Борьба со взятками – это не шоу!".
Первый из выступающих, замдиректора ИЗИСП Анатолий Капустин, подчеркнул важность рекомендаций по борьбе со взятками, например, студентам, которые должны знать, как выявлять коррупционное нарушение и функционировать при его обнаружении. Его поддержал и замдиректора ИЗИСП Илья Кучеров, согласно точки зрения которого сейчас одной из основных задач является увеличение результативности механизмов борьбы со взятками.
Помощник начальника управления по контролю за выполнением законодательства о противодействии коррупции Генеральной прокуратуры Аслан Юсуфов обратил внимание на то, что в Российской Федерации антикоррупционное закон является фаворитом и выгодно различается от государств-членов Евросоюза. "Мы по числу профилактических норм в далеком прошлом шагнули вперед. Сейчас на первый замысел выходит потребность в узкой настройке законодательства, не хочется, чтобы его использование превратилось в палку для всех сотрудников, которые не преступают, но вынуждены заполнять много отчётностей и деклараций", – подчеркнул Юсуфов.
Он утвержает, что сейчас опыт говорит, что в борьбе со взятками Российская Федерация "не избавилась от погони за цифрами". Наряду с этим статистические показатели достигаются за счет сотрудников, "которые живут на одну заработную плату". "Человек совершил ошибку и не отметил что-то в доходах либо не отметил какой-то доход родственника, а его уже завлекают, от этого нужно уходить", – разъяснил представитель Генеральной прокуратуры.
Он подчернул, что во многих государствах включено декларирование доходов, но оно распространяется лишь на служащих и госслужащих, а не на участников их семей. "Время от времени, крайне редко, проверяют всю семью, но там это считается вмешательством в личную жизнь", – поведал Юсуфов. В Российской Федерации же, он утвержает, что таковой способ декларирования доходов ведет к разводам, что очень плохо сказывается на стране и "порождает лицемерие". Юсуфов подчернул, что для спорных обстановок имеют место комиссии по спору интересов, которые проверяют всякий личный случай и дают свои советы работодателю, а тот, со своей стороны, может или принять их, или притянуть сотрудника к ответственности.
Суды стребовали с коррупционеров 75 миллионов рублей.
Юсуфов поведал, что прокуроров сейчас ориентируют на обнаружение в наивысшей степени грубых недопустимых нарушений, к примеру, контролируя затраты госслужащих. Этот инструмент употребляется тогда, когда траты госслужащих превышают общий доход их и участников их семей за 3 года. Всего прокурорские работники инициировали в районе 500 операций надзора, по итогам коих было направлено свыше 30 исков в суды общей стоимостью режима 500 миллионов рублей. На текущий момент удовлетворены 11 из них, со взиманием режима 75 миллионов рублей. "Это неповторимая обстановка в законе – в то время как имеется перенос бремени доказывания законности возникновения имущества на ответчика, определённое официальное лице", – увидел Юсуфов.
Но, он утвержает, что имеется и пограничные примеры – в то время как затраты незначительно превышают доходы. Такие ситуации довольно часто доходят до суда. Как пример представитель Генеральной прокуратуры привел недавнее дело чиновницы, дошедшее до Конституционного суда. (см. "КС объяснил, что делать с незадекларированным имуществом госслужащих"). Тогда КС обнародовал распоряжение, в котором разъяснил, как следует использовать нормы об изъятии имущества, приобретённого госслужащими и участниками их семей на незадекларированные доходы. "КС позволил вперекор статье действующих нормативно правовых актов изымать не все имущество, а лишь часть, но это все на благоусмотрение суда, и должны быть какие-то критерии. КС вышел за рамки прямого регулирования закона", – считает Юсуфов.
Количество судей в ККС будет меньше?
В связи с тем, что Владимир Владимирович Путин призвал к развитию работы ККС, обсуждается предложение вырабатывать их состав поровну из судей и представителей общественности (сейчас судей в них приблизительно две трети), поведал представитель Юсуфов. "Таковой коллегиальный орган должен быть независимым и объективным, количество судей должно быть меньше", – полагает представитель Генеральной прокуратуры. В это же время на окончившемся день назад IX Съезде судей снова избранный глава ВККС Николай Тимошин говорил, что Верховная квалифколлегия не одобрила закон о уменьшении количества судей в ККС, и В результате он не был принят (см. "Глава ВККС: необходимо поменять положения Кодекса судейской этики о споре интересов").
"Уголовные репрессии проблему не решат"
Независимый специалист Министерства Юстиции по антикоррупционной экспертизе юридических актов и специалист-оценщик ГРЕКО в сфере противодействия коррупции в судебных органах и органах прокуратуры Андрей Арямов со своей стороны увидел, что в истории было много "крестовых походов" против коррупции, но не было ни одной победы. "У нас имеется позитивные явления, но за Улюкаевыми мы их не подмечаем. Ранее платили лишь за то, чтобы попасть в нотариальную контору, а после реформы это никому в голову не пойдёт", – увидел Арямов.
Согласно его точке зрения, основная причина, порождающая взяточничество, – это избыточность администрирования и недостаток оказания госуслуг. Бороться, со слов специалиста, нужно поэтому с этим, а уголовные репрессии этих неприятностей не решат. В качестве инструмента для противодействия коррупции Арямов привел в пример как раз конфискацию имущества. "В Италии до 10% поступлений в бюджет идет от конфискации. Наши коррупционеры как детишки – они желают побольше ухватить и подальше утащить и не знают, что их там ожидают", – полагает аналитик.
Смотрите кроме того хороший материал по теме
юридическая. Это может быть станет весьма полезно.